Российская Федерация
Курганская область
Муниципальное образование город Курган
КУРГАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
от «_29_»________марта 2023_________ г. N___19____
Курган
РЕШЕНИЕ
Об отчете Контрольно-счетной палаты города Кургана о деятельности за 2022 год |
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Уставом муниципального образования города Кургана, решением Курганской городской Думы от 16.03.2005 г. № 47 «Об образовании Контрольно-счетной палаты города Кургана и утверждении Положения о Контрольно-счетной палате города Кургана», заслушав и обсудив отчет Контрольно-счетной палаты города Кургана о деятельности за 2022 год, Курганская городская Дума
РЕШИЛА:
1. Отчет Контрольно-счетной палаты города Кургана о деятельности за 2022 год принять к сведению.
2. Разместить настоящее решение и отчет Контрольно-счетной палаты города Кургана о деятельности за 2022 год на официальном сайте муниципального образования города Кургана в сети «Интернет».
3. Контроль за выполнением данного решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по бюджету, налогам и сборам Курганской городской Думы.
Председатель
Курганской городской Думы И.В. Прозоров
Отчет Контрольно-счетной палаты города Кургана
о деятельности за 2022 год
Отчет Контрольно-счетной палаты города Кургана о деятельности за 2022 год (далее - Отчет) представляется на рассмотрение в Курганскую городскую Думу во исполнение требований статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Федеральный закон № 6-ФЗ) и статьи 4 Положения о Контрольно-счётной палате города Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от 16.03.2005 г. № 47 «Об образовании Контрольно-счетной палаты города Кургана и утверждении Положения о Контрольно-счетной палате города Кургана» (далее - Положение о Контрольно-счетной палате).
. Общие сведения
Контрольно-счетная палата города Кургана (далее - Контрольно-счетная палата, КСП) является постоянно действующим органом внешнего муниципального контроля, образована Курганской городской Думой и подотчетна ей.
Деятельность Контрольно-счетной палаты осуществляется на основе плана работы, сформированного в соответствии с закрепленными полномочиями с учетом поручений Курганской городской Думы, предложений Главы города Кургана. План работы утвержден председателем КСП 30 декабря 2021 года. В течение 2022 года в план работы вносились изменения.
Отчет подготовлен в соответствии со Стандартом организации деятельности СОД 2 «Порядок подготовки отчёта о работе Контрольно-счётной палаты города Кургана», разработанным с учетом Общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля, утвержденных Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17.10.2014 г. № 47К/22), и требований Положения о порядке представления и заслушивания ежегодных отчетов Главы города Кургана, председателя Контрольно-счетной палаты города Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от 28.09.2016 г. № 197.
В представленном отчёте отражены основные направления деятельности Контрольно-счётной палаты в 2022 году, информация о количестве проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, их общих результатах.
. Основные итоги деятельности Контрольно-счетной палаты
Решением Курганской городской Думы от 27.08.2014 г. № 140 «О порядке осуществления внешнего муниципального финансового контроля в муниципальном образовании городе Кургане» предусмотрено, что внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Общий объем средств, охваченных проверками в 2022 году, составил 328 283 тыс. рублей (без учета проверки достоверности данных, отраженных в отчете об исполнении бюджета города Кургана за 2021 год).
Общий объем выявленных нарушений и недостатков (с учетом неэффективного использования бюджетных средств) составил 4 674 тыс. рублей. По сравнению с отчетным периодом прошлого года доля установленных нарушений снизилась на 25 %.
Во время проведения контрольных мероприятий и по итогам исполнения представлений устранены финансовые нарушения на общую сумму 137 тыс. рублей, в том числе в кассу муниципального унитарного предприятия возвращены денежные средства в сумме 21 тыс. рублей. Отдельные нарушения не устранены ввиду завершения отчетного периода. Часть нарушений и недостатков будет учтена объектами контроля при разработке и применении правовых актов, подготовке отчетности за 2022 год и осуществления деятельности в 2023 году.
Итоги контрольных мероприятий 2022 года представлены в Приложении к Отчету.
. Контрольная деятельность
В целях реализации полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, установленных статьей 268.1 Бюджетного кодекса РФ, статьей 3 Положения о Контрольно-счетной палате, в 2022 году проведено 3 контрольных мероприятия и 2 экспертно-аналитических мероприятия. Кроме того, в 2022 году начато 1 контрольное мероприятие, результаты которого будут сформированы и включены в отчет следующего года (переходящее на 2023 год).
По всем контрольным мероприятиям подготовлены акты, которые доведены до сведения руководителей объектов контроля. В соответствии с действующим законодательством информация о результатах проведенных контрольных мероприятий направлена в адрес Главы города Кургана и Курганской городской Думы.
Проверками было охвачено 3 объекта, в том числе 1 муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Кургана, 2 муниципальных унитарных предприятия.
По результатам контрольных мероприятий установлено 25 нарушений в сфере ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности на общую сумму 4 101 тыс. рублей, что составило 88 % общей суммы установленных нарушений. На 37 нарушений в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом приходится 116 тыс. рублей или 2,5 % общей суммы нарушений, на 29 иных нарушений - 211 тыс. рублей или 4,5 % общей суммы нарушений. В сфере федерального законодательства о закупках установлено 18 нарушений, не имеющих суммового выражения, но влияющих на эффективность расходования денежных средств при осуществлении закупочной деятельности.
Для учета и обобщения информации о результатах контрольных мероприятий Контрольно-счетной палатой применялся Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренный Коллегией Счетной палаты РФ и рекомендованный для применения всеми контрольно-счетными палатами.
По результатам контрольных мероприятий направлено 8 представлений и 1 предписание об устранении допущенных нарушений и недостатков, 12 информационных писем. В 2022 году снято с контроля 7 представлений.
В ходе контрольного мероприятия по проверке использования бюджетных средств, направленных на организацию питания обучающихся в МАОУ «Гимназия № 30» за 2021 год, проведенного по поручению постоянной депутатской комиссии по социальной политике Курганской городской Думы, установлены отдельные нарушения и недостатки в части реализации закупок в рамках Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В проверяемом периоде закупки у единственного поставщика являлись приоритетным способом закупки. Сравнительный выборочный анализ цен продуктов питания показал, что закупочные цены на некоторые категории продуктов питания, произведенные у единственного поставщика, выше, чем цены на аналогичные товары этого же поставщика для других общеобразовательных организаций, заключавших с ним договоры на основании результатов проведенных конкурсов. Выявлены сделки с признаками искусственного дробления закупки - заключения нескольких договоров с общим (одинаковым) предметом, сроком исполнения и поставщиком, которое проводится для осуществления закупки без использования конкурентных способов определения поставщика, что приводит к ограничению конкуренции, отсутствию экономии средств бюджета, а также создает коррупционные риски. В ходе анализа заключенных договоров установлены факты отсутствия существенных условий договора: наименование, количество, стоимость товара (цена договора). Кроме того, выявлены неэффективные расходы городского бюджета в сумме 16,5 тыс. рублей.
По результатам выполнения представления Контрольно-счетной палаты Департаментом социальной политики Администрации города Кургана в адрес руководителей подведомственных учреждений направлено информационное письмо об итогах контрольного мероприятия о необходимости соблюдения всех установленных требований к меню, представлен проект договора на поставку продуктов питания.
В ходе контрольного мероприятия «Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности МУП «Комбинат питания» за 2021 год», проведенного по поручению Главы города Кургана, установлены отдельные нарушения требований Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. № 106н, в части отсутствия порядка контроля за хозяйственными операциями, порядка признания коммерческих и управленческих расходов и иных обязательных к раскрытию норм и нормативов ведения хозяйственной деятельности, Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Минфина Российской Федерации от 06.07.1999 г. № 43н, в части соблюдения требований при формировании бухгалтерской отчетности за отчетный период. Кроме того, установлены отдельные нарушения при ведении учета и расходовании средств по оплате труда. В ходе проверки установлены факты восстановления подлежащих к списанию основных средств и непринятия их к бухгалтерскому учету, что привело к недостоверности стоимости основных средств. В результате выборочной проверки расходов продуктов питания выявлены факты отклонения между нормами расхода продуктов по технологическим картам и фактическим расходам по «Меню-требованиям на выдачу продуктов питания». Перерасход продуктов питания за 2 месяца 2021 года составил 230 тыс. рублей (расчетно), что могло искусственно завысить расходы МУП «Комбинат питания» и негативно сказаться на его финансовом состоянии, а также привести к неэффективному расходованию бюджетных средств при оплате оказанных услуг по питанию школьников.
По результатам контрольного мероприятия проведена работа по приведению учетной политики МУП «Комбинат питания» в соответствие с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. № 106н, внесены дополнения в Положение об оплате труда, проведена оптимизация численности персонала, в кассу данного предприятия возвращены денежные средства в размере 21 тыс. рублей, устранены нарушения в части учета основных средств. За нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
В ходе контрольного мероприятия «Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности МУП города Кургана «Бюро коммунальных услуг» установлены отдельные нарушения требований федерального законодательства в сфере закупок в части размещения информации в единой информационной системе. В результате оценки соблюдения принципа обеспечения конкуренции установлены факты дробления договоров при закупке одинаковых товаров (услуг), заключаемых с одними и теми же поставщиками. Заключенные договоры поставки не содержали спецификаций, в которых указываются сведения о количестве и цене за единицу поставляемого товара. Контрольным мероприятием установлены отдельные нарушения требований федерального законодательства в сфере бухгалтерского учета в части ведения кассовых операций и нарушения при использовании контрольно-кассовой техники, что может привести к потерям доходов МУП города Кургана «Бюро коммунальных услуг». По результатам проверки рекомендовано привести учетную политику в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства, организовать контроль за достоверностью учета рабочего времени, правильностью начисления заработной платы за работу в праздничные и выходные дни, навести порядок при выдаче денежных средств в подотчет, направить в отраслевой Департамент Администрации города Кургана материалы на пересмотр тарифов на оказываемые услуги.
По результатам контрольного мероприятия приняты рекомендуемые КСП меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, назначены ответственные лица в целях недопущения установленных нарушений и недостатков.
Краткая информация об итогах контрольных мероприятий представлена на официальном сайте муниципального образования города Кургана в сети «Интернет» в разделе «КСП».
V. Экспертно-аналитическая деятельность
В 2022 году Контрольно-счетной палатой осуществлялась финансово-экономическая экспертиза проектов решений Курганской городской Думы, в том числе связанных с изменением расходных обязательств городского бюджета, проектов нормативных правовых актов Администрации города Кургана в части, касающейся расходных обязательств городского бюджета, включая проекты муниципальных программ (проекты изменений в муниципальные программы).
В течение отчетного периода в КСП поступило 143 проекта решений Курганской городской Думы, в том числе 10 проектов решений по внесению изменений в бюджет города. На представленные проекты решений подготовлено 24 заключения. Предложения и замечания Контрольно-счетной палаты, высказанные в ряде заключений, были учтены при принятии решений.
В течение отчетного года проводилась экспертиза проектов постановлений Администрации города Кургана об утверждении муниципальных программ, о внесении изменений и дополнений в утвержденные муниципальные программы. На представленные к рассмотрению 192 проекта постановлений Администрации города Кургана подготовлено 70 заключений с предложениями по корректировке показателей результативности, перечню мероприятий программ, отражению объема финансирования. Рекомендации КСП учтены при принятии постановлений Администрации города Кургана.
Отдельное место в деятельности КСП занимали мероприятия по подготовке оперативной информации о ходе исполнения бюджета города Кургана на основании квартальных отчетов Администрации города Кургана с проведением камеральной проверки бюджетной отчетности главных распорядителей (администраторов) бюджетных средств. По результатам экспертизы постановлений Администрации города Кургана об исполнении городского бюджета за 1 квартал, 6 месяцев и 9 месяцев 2022 года подготовлено 3 заключения.
В рамках предварительного контроля проведена экспертиза проекта решения Курганской городской Думы «О бюджете города Кургана на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» (далее - проект решения о бюджете, проект), в ходе которой рассмотрены вопросы соответствия проекта решения о бюджете и документов, представленных одновременно с проектом, требованиям бюджетного законодательства, обоснованности показателей доходной и расходной частей, проведен анализ соответствия запланированных расходов паспортам муниципальных программ. В ходе экспертизы проекта бюджета анализировалось согласованность основных параметров проекта решения о бюджете показателям документов стратегического планирования, основным направлениям бюджетной и налоговой политики.
Во исполнение требований бюджетного законодательства и нормативных правовых актов города Кургана проведена финансово-экономическая экспертиза 31 проекта муниципальных программ, планируемых к включению в проект решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Заключения на все проекты муниципальных программ были рассмотрены постоянной депутатской комиссией по бюджету, налогам и сборам Курганской городской Думы. По результатам рассмотрения проекты муниципальных программ были предложены к утверждению с учетом замечаний Контрольно-счетной палаты.
В рамках последующего контроля подготовлено заключение на проект решения Курганской городской Думы «Об исполнении бюджета города Кургана за 2021 год» (далее - Отчет об исполнении бюджета). При подготовке заключения на Отчет об исполнении бюджета были использованы результаты проведенной финансово-экономической экспертизы 33 постановлений Администрации города Кургана об утверждении отчетов о ходе исполнения муниципальных программ города Кургана за 2021 год.
По результатам внешней проверки Отчета об исполнении бюджета и годовой бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств за 2021 год Контрольно-счетной палатой в целом была подтверждена достоверность отчетных данных, представленных в Отчете об исполнении бюджета. По результатам тематических контрольных мероприятий рекомендовано принять меры по сокращению дебиторской задолженности.
V. Информационная и иная деятельность
Реализуя принцип гласности, Контрольно-счетная палата проводила работу по информированию общественности о планах своей деятельности через интернет-ресурсы.
Как член Союза муниципальных контрольно-счетных органов (далее - Союз МКСО) Контрольно-счетная палата представляла информацию об итогах деятельности КСП в Президиум Союза МКСО для подготовки Сводного отчета о деятельности членов Союза МКСО за 2021 год. Председатель КСП как член Комиссии по перспективному планированию деятельности и формированию муниципальных контрольно-счетных органов (далее - Комиссия) принимала участие в заочных заседаниях Комиссии, на которых определялись направления деятельности Комиссии, рассматривались итоги деятельности за 2021 год и планы работы Комиссии на 2022 год, вносились предложения и дополнения по вопросам деятельности Комиссии.
Как член Совета органов внешнего государственного (муниципального) контроля Курганской области (далее - Совет) председатель КСП приняла участие в работе общего собрания Совета, на котором были рассмотрены результаты работы контрольно-счетных органов муниципальных образований Курганской области за 2021 год, проведен обзор изменений Федерального закона № 6-ФЗ, внесенных Федеральным законом от 01.07.2021 г. № 255-ФЗ, рассмотрены перспективы деятельности контрольно-счетных органов на 2022 год.
В соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате председатель КСП принимала участие в заседаниях Курганской городской Думы и постоянных депутатских комиссий, а также в работе межведомственной комиссии Администрации города Кургана по тарифной политике.
Как член Совета при Главе города Кургана по противодействию коррупции председатель КСП принимала участие в его заседаниях, представляла информацию по вопросам заседаний, касающихся деятельности КСП в части исполнения мероприятий муниципальной программы «Противодействие коррупции в городе Кургане».
В 2022 году председатель Контрольно-счетной палаты принимала участие в публичных слушаниях по проекту решения Курганской городской Думы «Об исполнении бюджета города Кургана за 2021 год», в обсуждении проекта решения Курганской городской Думы «О бюджете города Кургана на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов».
За отчетный период специалисты Контрольно-счетной палаты прошли обучение по программам повышения квалификации «Внеочередная проверка знаний требований охраны труда по изменениям и новым нормативным правовым актам по охране труда», «Противодействие коррупции в сфере государственного и муниципального управления», «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Также сотрудники КСП принимали участие в семинарах в формате видеоконференций, проводимых Счетной палатой Российской Федерации.
В рамках методического обеспечения деятельности Контрольно-счетной палаты в целях повышения качества, эффективности и объективности проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий продолжена работа по актуализации стандартов внешнего муниципального финансового контроля КСП.
V. Основные направления деятельности Контрольно-счетной палаты на 2023 год
Приоритетным направлением деятельности Контрольно-счетной палаты в 2023 году останется контроль за законностью, результативностью использования бюджетных средств на всех этапах бюджетного процесса, подготовка предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования вопросов формирования и реализации мероприятий муниципальных программ, подготовка предложений по устранению выявленных в ходе проведенных контрольных мероприятий нарушений.
Приложение
к отчету Контрольно-счетной палаты
города Кургана о деятельности
за 2022 год
Итоги контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой города Кургана в 2022 году
№ п/п |
Характеристика показателей |
Всего |
1. |
Проведено контрольных, экспертно-аналитических мероприятий, всего, из них: |
5 |
1.1 |
контрольных мероприятий |
3 |
1.2 |
экспертно-аналитических мероприятий |
2 |
2. |
Количество проведенных экспертиз проектов муниципальных правовых актов |
402 |
2.1 |
в т.ч. подготовлено экспертных заключений |
128 |
3. |
Количество объектов, проверенных в ходе контрольных мероприятий |
3 |
4. |
Объем средств, охваченный проверками, тыс. руб., |
328 283 |
|
в т.ч. бюджетных |
4 422 |
5. |
Всего выявлено нарушений в ходе осуществления внешнего муниципального финансового контроля (тыс. руб.), из них: |
4 428 |
5.1 |
нарушения при формировании и исполнении бюджета |
- |
5.2 |
нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности |
4 101 |
5.3 |
нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью |
116 |
5.4 |
нарушения при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц |
- |
5.5 |
иные нарушения |
211 |
6. |
Выявлено неэффективное использование средств городского бюджета (тыс. руб.) |
246 |
7. |
Устранено выявленных нарушений (тыс. руб.), в том числе: |
137 |
7.1 |
обеспечен возврат средств |
21 |
8. |
Направлено представлений и предписаний, всего, в том числе: |
9 |
8.1 |
представлений |
8 |
8.2 |
предписание |
1 |
9. |
Количество выполненных представлений и предписаний, всего, в том числе: |
7 |
9.1. |
представлений |
7 |
10. |
Количество направленных информационных писем в органы местного самоуправления и объекты контроля |
12 |
11. |
Количество материалов, направленных в органы прокуратуры и иные органы |
- |
12. |
Количество возбужденных уголовных дел |
- |
13. |
Привлечено лиц к дисциплинарной ответственности |
1 |
14. |
Фактическая численность сотрудников на конец отчетного периода |
5 |
15. |
Финансовое обеспечение деятельности КСП в отчетном году (тыс. руб.) |
4 612 |
____________________
15