Российская Федерация
Курганская область
Муниципальное образование город Курган
КУРГАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
от «_30_»________марта 2022_________ г. N___31____
Курган
РЕШЕНИЕ
Об отчете Контрольно-счетной палаты города Кургана о деятельности за 2021 год |
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Уставом муниципального образования города Кургана, решением Курганской городской Думы от 16.03.2005 г. № 47 «Об образовании Контрольно-счетной палаты города Кургана и утверждении Положения о Контрольно-счетной палате города Кургана», заслушав и обсудив отчет Контрольно-счетной палаты города Кургана о деятельности за 2021 год, Курганская городская Дума
РЕШИЛА:
1. Отчет Контрольно-счетной палаты города Кургана о деятельности за 2021 год принять к сведению.
2. Разместить настоящее решение и отчет Контрольно-счетной палаты города Кургана о деятельности за 2021 год на официальном сайте муниципального образования города Кургана в сети «Интернет».
3. Контроль за выполнением данного решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по бюджету, налогам и сборам Курганской городской Думы.
Председатель
Курганской городской Думы И.В. Прозоров
Отчет Контрольно-счетной палаты города Кургана
о деятельности за 2021 год
Отчет Контрольно-счетной палаты города Кургана о деятельности за 2021 год (далее - Отчет) представляется на рассмотрение в Курганскую городскую Думу во исполнение требований статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Федеральный закон № 6-ФЗ) и статьи 4 Положения о Контрольно-счётной палате города Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от 16.03.2005 г. № 47 «Об образовании Контрольно-счетной палаты города Кургана и утверждении Положения о Контрольно-счетной палате города Кургана» (далее - Положение о Контрольно-счетной палате).
. Общие сведения
Отчет подготовлен в соответствии со Стандартом организации деятельности СОД 2 «Порядок подготовки отчёта о работе Контрольно-счётной палаты города Кургана», разработанным с учетом Общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утверждённых Коллегией Счётной палаты Российской Федерации (протокол от 17.10.2014 г. № 47К/22), и требований Положения о порядке представления и заслушивания ежегодных отчетов Главы города Кургана, председателя Контрольно-счетной палаты города Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от 28.09.2016 г. № 197.
В представленном отчёте отражены основные направления деятельности Контрольно-счётной палаты города Кургана (далее - Контрольно-счетная палата, КСП) в 2021 году, информация о количестве проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, их общих результатах.
. Основные итоги деятельности Контрольно-счетной палаты
Основными организационными формами осуществления внешнего муниципального финансового контроля в контрольной деятельности КСП в 2021 году являлись контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, которые проведены в соответствии с утвержденным планом работы. В течение отчетного периода в план контрольных мероприятий вносились изменения по предложению Главы города Кургана. План отчетного периода выполнен в полном объеме и в установленные сроки.
Общий объем средств, охваченных проверками, составил 1 040 886 тыс. рублей (без учета проверки достоверности данных, отраженных в отчете об исполнении бюджета города Кургана за 2020 год).
Сумма выявленных финансовых нарушений и недостатков составила 272 640 тыс. рублей. По сравнению с отчетным периодом прошлого года общая сумма нарушений увеличилась на 2 %. Сумма неэффективного использования средств городского бюджета составила 3 874 тыс. рублей, что составляет 17% суммы неэффективного использования средств, установленных по итогам контрольных мероприятий 2020 года.
Во время проведения контрольных мероприятий и по итогам исполнения представлений устранены финансовые нарушения на общую сумму 99 369 тыс. рублей в части приведения отчетности в соответствие с требованиями законодательства, в том числе в бюджет города возвращено 431 тыс. рублей.
Итоги результатов контрольных мероприятий 2021 года представлены в Приложении к Отчету.
. Контрольная деятельность
В целях обеспечения предварительного, оперативного и последующего контроля формирования и исполнения городского бюджета в 2021 году проведено 8 контрольных мероприятий.
По всем контрольным мероприятиям подготовлены акты, которые доведены до сведения руководителей объектов контроля. По каждому контрольному мероприятию подготовлен отчет, который направлен Главе города Кургана. Информация об итогах всех контрольных мероприятий направлена Председателю Курганской городской Думы.
Проверками было охвачено 9 объектов, в том числе 3 департамента Администрации города Кургана, 2 муниципальных бюджетных учреждения города Кургана, 2 муниципальных казенных учреждения города Кургана, 1 муниципальное унитарное предприятие, 1 областная общественная организация. По результатам контрольных мероприятий установлено 44 нарушения ведения бухгалтерского учета и отчетности на общую сумму 233 946 тыс. рублей, 5 нарушений бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения на общую сумму 430 тыс. рублей, 331 нарушение в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом на общую сумму 5 668 тыс. рублей, 75 нарушений в сфере федерального законодательства о закупках на общую сумму 32 419 тыс. рублей, 39 иных нарушений на общую сумму 177 тыс. рублей.
По результатам контрольных мероприятий направлено 17 представлений и 4 предписания об устранении допущенных нарушений и недостатков, 28 информационных писем в органы местного самоуправления и объектам контроля. Информация об итогах 3 контрольных мероприятий направлена в адрес правоохранительных органов.
В ходе контрольного мероприятия по проверке исполнения прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества за 2019-2020 годы, проведенного в соответствии с планом деятельности Контрольно-счетной палаты на 2021 год, установлены системные нарушения при осуществлении информационного обеспечения приватизации муниципального имущества, отдельные нарушения требований Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Федерального закона от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также отсутствие надлежащего взаимодействия между отраслевыми департаментами, участвующими в приватизации муниципального имущества, иные нарушения.
По результатам выполнения представлений Контрольно-счетной палаты Администрацией города Кургана подготовлены необходимые изменения и дополнения в Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Приватизация муниципального имущества города Кургана» в части установления оперативного взаимодействия между отраслевыми департаментами, участвующими в приватизации муниципального имущества, и оперативного доведения информации о продаваемых (проданных) объектах в рамках приватизации земельных участков, приняты к исполнению рекомендации КСП или устранены иные нарушения, установленные в ходе контрольного мероприятия.
В ходе контрольного мероприятия «Внешняя проверка годовой бюджетной отчетности за 2020 год Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана, а также подведомственных учреждений» установлены отдельные нарушения требований Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 г. № 191н, в части отсутствия обобщения отчетных данных, соответствия внутридокументных и междокументных контрольных соотношений отдельных форм годовой отчетности, факты наличия несоответствий данных отчетности данным Главной книги, наличие технических ошибок в виде недостоверных данных в части наименования администрируемых доходов, иные нарушения.
По результатам контрольного мероприятия проведена работа по устранению установленных нарушений в расхождении информации в формах бюджетной отчетности и бухгалтерском учете, восстановлен бюджетный учет в программном продукте.
В ходе контрольного мероприятия «Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности МКУ «Управление капитального строительства» установлены отдельные нарушения при составлении, утверждении и ведении бюджетной сметы, ведении учета и расходовании средств по оплате труда, дополнительных выплат и компенсаций, обусловленных трудовым договором, нарушение методологии ведения бюджетного учета, нарушение требований федерального законодательства в сфере закупок, ненадлежащее ведение претензионной работы по взысканию неустоек по заключенным муниципальным контрактам и договорам.
По результатам контрольного мероприятия, проведенного в соответствии с планом деятельности КСП, усилен контроль и назначены ответственные лица в целях недопущения нарушений при ведении учета и расходовании средств по оплате труда, усилена претензионная работа по взысканию пеней и штрафов.
В ходе контрольного мероприятия «Проверка расходования средств на организацию школьного питания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», проведенного по поручению прокуратуры города Кургана, установлены отдельные нарушения при ведении табелей учета обучающихся, получающих бесплатное питание в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Кургана «Средняя общеобразовательная школа №41», и при заключении муниципальных контрактов на оказание услуг по организации питания обучающихся.
По результатам контрольного мероприятия отраслевому департаменту рекомендовано довести информацию о результатах контрольного мероприятия до всех подведомственных учреждений с целью исключения установленных нарушений при заключении муниципальных контрактов на оказание услуг по организации (осуществлению) питания обучающихся образовательных учреждений.
В ходе контрольного мероприятия «Проверка использования субсидий, выделенных на исполнение мероприятий в рамках муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Кургане» за 2019-2020 годы (выборочно)», проведенного по поручению временно исполняющего полномочия Главы города Кургана, установлены факты отсутствия показателей результативности в заключаемых соглашениях на предоставление субсидий, что не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, установленному статьей 34 Бюджетного кодекса РФ, отдельные нарушения требований приказа Минфина Российской Федерации от 31.10.2000 г. № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению». В результате отсутствия должного контроля за соблюдением требований заключенных соглашений о выделении субсидий не велся раздельный учет расходования предоставленных субсидий.
По результатам контрольного мероприятия отраслевому департаменту предложено при определении условий и порядка предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, предусматривать показатели результативности (целевые показатели) использования субсидий и право главного распорядителя как получателя бюджетных средств устанавливать значения целевых показателей в соглашении (договоре), заключаемом с получателем субсидий, а также включать в соглашение (договор) порядок и сроки возврата субсидий при недостижении показателей результативности.
В ходе контрольного мероприятия «Проверка финансово-хозяйственной деятельности МУП города Кургана «Бытовые услуги» за период 2019-2020 годов в части использования средств на проведение капитального ремонта», включенного в план деятельности КСП по поручению Курганской городской Думы, установлены факты отсутствия надлежащего строительного контроля и формального подхода ответственных специалистов МКУ «УКС» к составлению сметной документации на ремонт кровли бани №10, проверке объемов и качеству выполненных работ, что повлекло за собой неэффективное расходование бюджетных средств, выделенных предприятию в виде субсидии. Были установлены также отдельные нарушения предприятием федерального законодательства в сфере закупок, в ведении бухгалтерского и налогового учета.
По результатам контрольного мероприятия в типовой договор строительного контроля внесены рекомендованные дополнения, ведение бухгалтерского и налогового учета приведено в соответствие с требованиями федерального законодательства.
Материалы контрольного мероприятия направлены для информации в Управление экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Курганской области.
В ходе контрольного мероприятия «Проверка эффективности и целевого расходования бюджетных средств в рамках исполнения мероприятий муниципальной программы «Развитие культуры в городе Кургане» за 2020 год и 1-е полугодие 2021 года» проведена выборочная проверка расходования бюджетных средств, направленных на реализацию муниципальной программы в части создания условий для организации досуга горожан культурно-досуговыми учреждениями, в т.ч. муниципальным бюджетным учреждением города Кургана «Городской Дом народного творчества и досуга».
Контрольным мероприятием установлены отдельные нарушения Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, утвержденного постановлением Администрации города Кургана от 09 ноября 2015 г. № 8196, в части формирования муниципального задания, отсутствие дифференцирования нормативных затрат по трудозатратам в зависимости от формы проведения культурно-массовых мероприятий, отдельные нарушения требований федерального законодательства в сфере бухгалтерского учета.
По результатам контрольного мероприятия в бюджет города Кургана возвращены денежные средства в сумме 430 тыс. рублей, устранены нарушения в сфере бухгалтерского учета, внесены изменения и дополнения в Учетную политику, Положение об оплате труда и премировании работников.
Материалы контрольного мероприятия направлены для информации в прокуратуру города Кургана.
В ходе контрольного мероприятия «Проверка полноты и своевременности поступления арендных платежей за период 2020 года и за 9 месяцев 2021 года» установлены отдельные нарушения приказа Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 г. N 424 "Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества" в части необеспечения формирования полной и достоверной информации Реестра о состоянии и движении муниципального имущества, наличие недостатков в части учета стоимости имущественных активов отраслевого департамента, что может привести к искажению отчетности в части учета стоимости имущественных активов и невозможности подтверждения достоверности плановых показателей поступления доходов от использования муниципального имущества.
По результатам выполнения представлений устранены нарушения учета земельных участков, проведена работа по актуализации Реестра муниципальной казны с учетом установленных нарушений и недостатков. Решается вопрос о переходе на новый программный продукт для ведения Реестра муниципальной казны. Ответственные специалисты предупреждены о дисциплинарной ответственности за допущение в будущем установленных контрольным мероприятием нарушений и недостатков.
Материалы контрольного мероприятия направлены для информации в Управление экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Курганской области.
Краткая информация об итогах контрольных мероприятий представлена на официальном сайте муниципального образования г. Кургана в сети «Интернет» в разделе «КСП».
V. Экспертно-аналитическая деятельность
Реализуя полномочия, определенные Положением о Контрольно-счетной палате, КСП проводилась финансово-экономическая экспертиза проектов решений Курганской городской Думы в части, касающейся расходных обязательств города Кургана, управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также муниципальных программ.
В течение отчетного периода в КСП поступило 157 проектов решений Курганской городской Думы, в том числе 10 проектов решений по внесению изменений в бюджет города. На представленные проекты решений подготовлено 13 заключений. Предложения и замечания Контрольно-счетной палаты, высказанные в ряде заключений, были учтены при принятии решений.
В течение отчетного года проводилась оперативная экспертиза проектов постановлений Администрации города Кургана об утверждении муниципальных программ, о внесении изменений и дополнений в утвержденные муниципальные программы. На представленные к рассмотрению 156 проектов постановлений Администрации города Кургана подготовлено 117 заключений с предложениями по корректировке показателей результативности, перечню мероприятий программ, отражению объема финансирования и т.д. Рекомендации КСП учтены при принятии постановлений Администрации города Кургана.
По поручению Главы города Кургана проведено экспертно-аналитическое мероприятие по соблюдению бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса Департаментом финансов и имущества Администрации города Кургана, а также Департаментом социальной политики Администрации города Кургана в отношении подведомственных ему учреждений. По результатам контрольного мероприятия установлены факты несоблюдения требований Федерального закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положении государственных (муниципальных) учреждений» в части несоблюдения сроков предоставления платежных документов на осуществление платежа по решению налогового органа о взыскании. По результатам экспертно-аналитического мероприятия начата работа по подготовке документов по отсрочке налоговых платежей с учетом положений Налогового кодекса Российской Федерации в целях исключения неэффективного расходования бюджетных средств.
Отдельное место в деятельности КСП занимали мероприятия по подготовке информации о ходе исполнения бюджета города Кургана на основании квартальных отчетов Администрации города Кургана с проведением камеральной проверки бюджетной отчетности главных распорядителей (администраторов) бюджетных средств.
В рамках предварительного контроля проведена экспертиза проекта решения Курганской городской Думы «О бюджете города Кургана на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» (далее - проект решения о бюджете). В рамках экспертно-аналитического мероприятия проведен анализ увязки основных параметров проекта решения о бюджете с документами стратегического планирования и основными направлениями бюджетной и налоговой политики. На проект решения о бюджете, по форме и содержанию сформированном с учетом требований бюджетного законодательства, подготовлено заключение.
Во исполнение требований бюджетного законодательства и нормативных правовых актов города Кургана проведена финансово-экономическая экспертиза 33 проектов муниципальных программ, планируемых к включению в проект решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Заключения на проекты муниципальных программ были рассмотрены постоянной депутатской комиссией по бюджету, налогам и сборам Курганской городской Думы. По результатам рассмотрения проекты муниципальных программ были предложены к утверждению с учетом замечаний Контрольно-счетной палаты.
В рамках последующего контроля подготовлено заключение на проект решения Курганской городской Думы «Об исполнении бюджета города Кургана за 2020 год» (далее - Отчет об исполнении бюджета). При подготовке заключения на Отчет об исполнении бюджета были использованы результаты проведенной финансово-экономической экспертизы 33 отчетов о ходе исполнения муниципальных программ города Кургана за 2020 год.
По результатам внешней проверки Отчета об исполнении бюджета и годовой бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств за 2020 год Контрольно-счетной палатой в целом была подтверждена достоверность отчетных данных, представленных в Отчете об исполнении бюджета. По результатам тематических контрольных мероприятий рекомендовано принять меры по сокращению дебиторской задолженностей.
V. Информационная и иная деятельность
Реализуя принцип гласности, Контрольно-счетная палата проводила работу по информированию общественности о планах и результатах своей деятельности через интернет-ресурсы. В правоохранительные органы направлялись материалы запрошенных контрольных мероприятий.
Как член Союза муниципальных контрольно-счетных органов (далее - Союз МКСО) Контрольно-счетная палата представляла информацию об итогах деятельности КСП в Президиум Союза МКСО для подготовки Сводного отчета о деятельности членов Союза МКСО за 2020 год. Председатель КСП как член Комиссии по перспективному планированию деятельности и формированию муниципальных контрольно-счетных органов (далее - Комиссия) принимала участие в заочных заседаниях Комиссии, на которых определялись направления деятельности Комиссии, рассматривались итоги деятельности за 2020 год и планы работы Комиссии на 2021 год, вносились предложения и дополнения по вопросам деятельности.
В соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате председатель КСП принимала участие в заседаниях Курганской городской Думы, постоянных депутатских комиссий, а также в работе межведомственной комиссии Администрации города Кургана по тарифной политике.
Как член Совета при Главе города Кургана по противодействию коррупции председатель КСП принимала участие в заседаниях Совета, представляла информацию по вопросам заседания Совета, касающимся деятельности КСП в части исполнения мероприятий муниципальной программы «Противодействие коррупции в городе Кургане».
В 2021 году председатель Контрольно-счетной палаты принимала участие в публичных слушаниях по проекту решения Курганской городской Думы «Об исполнении бюджета города Кургана за 2020 год», в обсуждении проекта решения Курганской городской Думы «О бюджете города Кургана на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов».
В течение отчетного года специалисты Контрольно-счетной палаты прошли обучение по программе повышения квалификации «Государственная политика в области противодействия коррупции», обучение на курсах «Программа курсового обучения руководителей организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне», «Охрана труда для руководителей и специалистов предприятий и организаций».
V. Основные направления деятельности Контрольно-счетной палаты на 2022 год
Основным направлением деятельности Контрольно-счетной палаты в 2022 году по-прежнему остается проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, обеспечивающих реализацию системы предварительного и последующего контроля формирования и исполнения бюджета города Кургана, контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, подготовка предложений по устранению выявленных в ходе проведенных контрольных мероприятий нарушений.
Приложение
к отчету Контрольно-счетной палаты
города Кургана о деятельности
за 2021 год
Итоги контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой города Кургана в 2021 году
№ п/п |
Характеристика показателей |
Всего |
1. |
Проведено контрольных, экспертно-аналитических мероприятий, всего, из них: |
11 |
1.1 |
контрольных мероприятий |
8 |
1.2 |
экспертно-аналитических мероприятий |
3 |
2. |
Количество проведенных экспертиз проектов муниципальных правовых актов |
313 |
2.1 |
в т.ч. подготовлено экспертных заключений |
196 |
3. |
Количество объектов, проверенных в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, всего
|
9 |
4. |
Объем средств, охваченный проверками, тыс. руб., |
1 040 886 |
|
в т.ч. бюджетных |
1 040 886 |
5. |
Всего выявлено нарушений в ходе осуществления внешнего муниципального финансового контроля (тыс. руб.), из них: |
272 640 |
5.1 |
Нарушения при формировании и исполнении бюджета |
430 |
5.2 |
нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности |
233 946 |
5.3 |
нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью |
5 668 |
5.4 |
нарушения при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц |
32 419 |
5.5 |
Иные нарушения |
177 |
6. |
Выявлено неэффективное использование средств городского бюджета (тыс. руб.) |
3 875 |
7. |
Устранено выявленных нарушений (тыс. руб.), в том числе: |
99 369 |
7.1 |
обеспечен возврат средств |
431 |
8. |
Направлено представлений и предписаний, всего, в том числе: |
21 |
8.1 |
представлений |
17 |
9. |
Количество выполненных представлений и предписаний, всего, в том числе: |
21 |
9.1. |
представлений |
17 |
10. |
Количество направленных информационных писем в органы местного самоуправления и объекты контроля |
28 |
11. |
Количество материалов, направленных в органы прокуратуры и иные органы |
3 |
12. |
Количество возбужденных уголовных дел |
- |
13. |
Привлечено лиц к дисциплинарной ответственности |
1 |
14. |
Фактическая численность сотрудников на конец отчетного периода |
5 |
15. |
Финансовое обеспечение деятельности КСП в отчетном году (тыс. руб.) |
4 518 |
____________________
17