Высокий уровень подготовки участников учений к выполнению, возложенных на них функций – непременное условие успешного проведения учений и достижения поставленных целей. Она должна быть направлена на: обеспечение теоретической и практической подготовки участников по вопросам, отрабатываемым на учениях; изучение состояния готовности персонала, подведомственного хозяйства, объектовых служб и органов ГО и ЧС к действиям в ЧС; подготовку к выполнению своих функций на учениях.

Могут быть рекомендованы следующие основные способы подготовки: самостоятельная работа участников учений по изучению требований директивных и нормативных документов, являющихся теоретической основой: в области безопасности и повышения устойчивости функционирования объекта в ЧС, ликвидации их последствий, соответствующих документов планов действий в ЧС, а также проведение общих и раздельных по группам занятий, тренировок с учетом функциональных обязанностей участников.
Подготовка руководства учениями и посредников должна быть направлена на:
- повышение уровня их теоретической подготовки по отрабатываемым на учении вопросам;
- изучение состояния безопасности и готовности объекта и его структурных подразделений, органов ГО и ЧС, сил и средств, должностных лиц к функционированию в ЧС;
- овладение основами методики обучения, привития умения выполнять свои функции на учении;
- обеспечение единства взглядов и правильного понимания руководством и посредниками целей и задач учения, способов их достижения и выполнения своих обязанностей при отработке учебных вопросов, предусмотренных планом проведения учения.
Подготовку организует руководитель учения с привлечением своих заместителей, помощников и штаба руководства. Подготовка участников учения должна проводиться дифференцированно с учетом задач, которые каждый из них будет решать на учении. Поэтому занятия могут проводиться не только совместно со всеми участниками, но и раздельно, по группам в соответствии с их функциональными обязанностями, специальностью, уровнем подготовки.
К проведению занятий, кроме руководства учением, целесообразно привлекать работников вышестоящих ОУ ГОЧС, преподавателей УМЦ по ГО и ЧС и других специалистов, компетентных в отрабатываемых на учениях вопросах. Для организации целенаправленной и эффективной самостоятельной работы руководство и штаб руководства должны обеспечить участников учения необходимыми документами, пособиями, литературой, справочными материалами.
В целях повышения уровня теоретической подготовки руководства и посредников:
- организуется самостоятельное изучение необходимых документов и литературы;
- проводятся групповые занятия: лекции, семинары, консультации.
Для изучения состояния безопасности и готовности объекта к функционированию в ЧС (в части, касающейся соответствующих должностных лиц на учении):
- устанавливаются деловые контакты с руководителями соответствующих структурных подразделений объекта;
- запрашивается от них необходимая информация;
- проводится рекогносцировка;
- изучается план действий в ЧС;
- изучаются положения об отделах и службах привлекаемых на учение в качестве обучаемых инстанций должностные инструкции и функциональные обязанности в ЧС их руководителей и других специалистов;
- изучаются материалы проведенных ранее учений и исследовательской работы по вопросам, отрабатываемым на учении.
Для привития руководству и посредникам умения выполнять свои функции во время учений:
- изучаются методические рекомендации, руководства, наставления по подготовке и проведению учений;
- проводятся инструктивные и методические занятия.
В целях обеспечения единства взглядов, согласованности в действиях руководства и посредников в ходе учений предусматривается:
- изучение плана проведения учения и др. документов, необходимых для его подготовки и проведения;
- разработка частных планов работы заместителей, помощников руководителя учения и посредников;
- розыгрыш учения, в ходе которого начальник штаба руководства совместно с заместителями, помощниками руководителя учения и посредниками рассматривают последовательность и порядок отработки учебных вопросов и отдельных вводных в соответствии с планом проведения учения. При отработке отдельных вопросов и вводных посредники ставятся в роль обучаемых и действуют в соответствии с обстановкой.
Подготовка обучаемых должна быть направлена на:
- обеспечение уровня теоретической подготовки, позволяющей обучаемым успешно решать стоящие перед ними задачи во время учений;
- углубленное изучение особенностей и состояния готовности к функционированию в условиях ЧС подведомственного хозяйства;
- уяснение своих обязанностей и функций в условиях ЧС;
- подготовку к эффективным действиям во время учений.
mchs-orel.ru