Для отработки темы «Организация проведения мероприятий по ликвидации последствий производственных аварий и катастроф на объекте, а также обеспечению устойчивости его функционирования при угрозе возникновения и в условиях ЧС в городе» примерное наименование этапов учения может быть следующим:
1 этап – «Организация проведения мероприятий по обеспечению защиты персонала и устойчивости функционирования объекта при угрозе возникновения ЧС».
2 этап – «Оценка последствий ЧС для объекта. Проведение мероприятий по обеспечению защиты и жизнедеятельности персонала, устойчивого функционирования объекта в условиях ЧС».
3 этап – «Проведение работ по ликвидации последствий аварий и катастроф на объекте, а также ЧС в городе. Обеспечение производственной деятельности объекта в условиях сложившейся обстановки».
Учебные вопросы – это ряд логически вытекающих одна из другой наиболее характерных для данной обстановки задач, решаемых обучаемыми на этапе. Их количество, содержание и последовательность зависят от темы, целей, масштабов учения и времени, отводимого на отработку этапа.
Учебными вопросами 1 этапа учения могут быть:
- оповещение и сбор руководящего состава и участвующих в учении сотрудников аппарата администрации, личного состава КЧС, структурного подразделения объекта, уполномоченного на решение задач в области ГО, служб ГО объекта;
- приведение в готовность пункта управления и организация работы на нем;
- приведение в готовность к использованию персоналом средств коллективной и индивидуальной защиты;
- наращивание мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта в ЧС;
- приведение в готовность сил и средств для организации наблюдения и разведки, а также проведения спасательных и других неотложных работ.
Учебными вопросами 2 этапа могут быть:
- оповещение персонала об авариях и катастрофах на объекте и угрозе воздействия поражающих факторов чрезвычайных событий, происшедших за пределами его территории;
- организация защиты персонала от воздействия поражающих факторов чрезвычайных событий;
- сбор и обобщение данных об обстановке;
- оценка состояния объекта и его возможностей по выполнению своих функций в условиях сложившейся обстановки;
- подготовка и принятие решения руководителем предприятия на действия в условиях сложившейся обстановки;
- уточнение (определение) режимов работы персонала в условиях конкретной обстановки ЧС.
Учебными вопросами 3 этапа могут быть:
- организация и ведение разведки в очагах поражения;
- принятие решений на проведение спасательных и других неотложных работ;
- управление проведением спасательных и других неотложных работ;
- определение величины потерь среди персонала и материального ущерба производству;
- разработка предложений и принятие решений на восстановление поврежденных, обеспечение производственной деятельности сохранившихся и восстанавливаемых элементов производства;
- организация функционирования объекта в условиях сложившейся обстановки.
Рассмотренным в качестве примера этапам и учебным вопросам, отрабатываемым в условиях созданной на учении обстановки, может предшествовать этап, не связанный с конкретной обстановкой. Он может быть проведен как накануне учения, так и в начале его и сформулирован в следующей редакции: «Анализ состояния безопасности объекта и его подготовленности к функционированию в ЧС».
Учебными вопросами этого этапа могут быть:
- анализ вероятности возникновения аварий и катастроф на данном объекте и соседних предприятиях и их возможные последствия для персонала и производства;
- анализ последствий возможных перебоев в работе объекта для функционирования отрасли, жизнедеятельности населения и народного хозяйства города;
- готовность объекта к работе в ЧС и состояние работы по дальнейшему повышению устойчивости его функционирования;
- анализ состояния и перспектив обеспеченности персонала объекта коллективными и индивидуальными средствами защиты;
- оценка эффективности проведенных и хода выполнения запланированных мероприятий по повышению безопасности и устойчивости функционирования объекта в ЧС;
- состояние подготовки командно-начальствующего состава, специалистов, формирований и персонала объекта к действиям в ЧС.
Отработка такого этапа и его учебных вопросов позволит руководству учения и посредникам до введения обучаемых в обстановку, созданную на учении, углубить знания особенностей и состояния готовности объекта, его сил и средств к функционированию в ЧС и с учетом этого обстоятельства строить свою работу на учении. При подготовке и в ходе отработки этапа обучаемые глубоко анализируют и оценивают различные аспекты безопасности и готовности объекта к работе в ЧС по вопросам, входящим в их компетенцию, уясняют свою и подведомственного хозяйства роль и место в проводимой на предприятии работе в области безопасности. Все это создает предпосылки для более плодотворной работы на учении всех его участников.
Одновременно с определением этапов и учебных вопросов проводится расчет необходимого времени для их отработки.
mchs-orel.ru